Водопропускные трубы, назначение, виды, установка на автомобильных дорогах

Водопропускные трубы, назначение, виды, установка на автомобильных дорогах

Водопропускные трубы, назначение, виды, установка на автомобильных дорогах
0
04 апреля 2018

Варианты заголовка:
1. Трубы для водопропускных систем: назначение и виды
2. Основные виды и особенности трубчатых водопропускных сооружений в транспортном строительстве
3. Водопропускная труба

Варианты Title:
1. Основные виды и особенности трубчатых водопропускных сооружений в транспортном строительстве
2. Водопропускные трубы: особенности строительсва, устройства, расчет, ремонт, железобетонные изделия
3. Водопропускная труба — Википедия

водопропускные трубы, назначение, виды, установка на автомобильных дорогах

Для отвода небольших стоков воды и их пропуска под дорогой используются водопропускные трубы. Их использование более целесообразно, нежели сооружение моста.

Общее понятие

Для пропуска воды с верхней части автомобильных дорог на нижнюю используются водопропускные сооружения. К ним относятся водопропускные трубы, мосты, водоотводы. Последние используются для пропуска под дорожным полотном различных каналов.

Водопропускные трубы используются в тех случаях, когда необходимо пропустить под дорогой небольшие водоотводы (ручьи, слив воды после дождя или таяния снега и так далее). Пропуск воды посредством труб может осуществляться постоянно или периодически. Через такие сооружения иногда организуют проход скота или проезд транспорта.

Устройство водопропускных труб не требует сужения проезжей части и изменения типа покрытия дороги. Над конструкцией устраивается засыпка. Толщина слоя насыпанного грунта снижает давление на сооружение от автомобилей и смягчает их влияние.

Использование труб для пропуска воды имеет свои преимущества:

  • Монтаж труб обходится дешевле, чем строительство моста.
  • При толщине слоя засыпки более 2 м влияние на сооружение временных нагрузок от проезжающего транспорта сводится к минимуму.

Размеры труб

Диаметр водопропускной трубы зависит от ее длины:

  • Если длина трубы не превышает м и высота насыпи менее 7,5 м, то отверстие трубы выбирают равное см.
  • Для насыпи до 1,5 м диаметр должен составлять 75 см.
  • Трубы в пределах съездов имеют 50 см в диаметре.

Под дорогами категорий допускается использовать водопропускные трубы с диаметром см и длиной до 30 м. Если диаметр равен 75 см, то длина трубы не должна быть более 15 м.

Классификация

Водопропускные трубы классифицируются по нескольким параметрам.

В зависимости от материала, из которого они изготовлены:

  • Полимерные (из полимербетона, поливинилхлорида и полиэтилена).

Выделяют несколько разновидностей труб в зависимости от формы поперечного сечения:

По принципу работы сечения:

В поперечном сечении труб может быть одно, два или несколько очков.

Основные элементы трубы и их установка

Водопропускные трубы состоят из нескольких элементов:

Благодаря наличию оголовков в трубе не образуются водовороты, завихрения, вода вытекает медленнее. Их наличие не дает вытекающей воде размывать насыпь и подмывать фундамент.

Различаются несколько видов оголовков:

  • Портальные, которые сооружаются в виде перпендикулярной трубе подпорной стены. Это самая простая конструкция, но она имеет свои недостатки. Она не обеспечивают плавность протекания воды. Поэтому ее применение рекомендуется в случаях с небольшим количеством воды, протекающей на незначительной скорости. Портальные оголовки используются для труб с диаметром см.
  • Раструбные. Кроме стенки, они имеют два открылка, образующих раструб. Окрылки располагаются под углом 30 градусов к трубе. Благодаря этому поток воды постепенно сужается.
  • Воротниковые, у которых крайний элемент срезается под тем же углом, что и насыпь. По контуру устанавливается защитный воротник.
  • Обтекаемые в сечении постепенно сужаются, что создает хорошие условия для протекания воды.

Давление на грунт распределяется равномерно за счет фундамента, на который укладывается труба. Это также препятствует сдвигу отдельных элементов сооружения.

Существуют следующие виды фундамента:

  • Без фундамента (естественное основание).
  • Грунтовая подушка, созданная искусственно.
  • Из отдельных железобетонных элементов.

Выбор типа фундамента зависит от диаметра трубы, высоты насыпи и геологических условий.

Водопропускная труба располагается строго перпендикулярно оси дороги. Это дает минимальную длину трубы. В отдельных случаях рекомендуется устанавливать сооружение в том направлении, в котором протекает поток. Это снижает вероятность возникновения водоворотов. В таких случаях допускается строительство водопропускных труб в других направлениях.

Светлана

Статья закончилась. Вопросы остались?

Источник

О новой технологии устройства водопропускных труб
водопропускные трубы, назначение, виды, установка на автомобильных дорогах

Источник2

СТО НОСТРОЙ

СТАНДАРТ НАЦИОНАЛЬНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ СТРОИТЕЛЕЙ

Автомобильные дороги

УСТРОЙСТВО, РЕКОНСТРУКЦИЯ И КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ВОДОПРОПУСКНЫХ ТРУБ

Часть 3

Трубы металлические. Устройство и реконструкция

Roads. Construction, reconstruction and major repair of water pipes. Part 3. Metal pipes. Construction and reconstruction

ОКС

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Саморегулируемой организацией некоммерческое партнерство «Межрегиональное объединение дорожников «СОЮЗДОРСТРОЙ»
2 ПРЕДСТАВЛЕН НА УТВЕРЖДЕНИЕ Комитетом по транспортному строительству Национального объединения строителей, протокол от 18 июня г N 17
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Решением Совета Национального объединения строителей, протокол от 24 июня г. N 43
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Введение

Настоящий стандарт разработан в рамках Программы стандартизации Национального объединения строителей в соответствии с СТО НОСТРОЙ «Стандарты национального объединения строителей. Порядок разработки, утверждения, оформления, учета, изменения и отмены».

Стандарт разработан в комплексе взаимоувязанных стандартов «Автомобильные дороги. Устройство, реконструкция и капитальный ремонт водопропускных труб».

При разработке настоящего документа использовались результаты работ ОАО «СоюздорНИИ», ФГУП «РосдорНИИ», МАДИ (ГТУ). В Стандарте использованы положения зарубежных нормативных документов из банка переводов ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ», а также европейские нормы (EN) и нормы Республики Беларусь (СТБ).

Авторский коллектив: докт. техн. наук Э.К.Кузахметова (МИИТ), канд. техн. наук В.А.Шмелев, Ю.К.Кудимов (ООО «ФСК «МГЦ»), канд. техн. наук Л.Л.Заикина (МИИТ).

Сопровождение разработки настоящего стандарта осуществлялось специалистами: А.В.Хвоинский, A.M.Шубин, А.С.Евтушенко (СРО НП «МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ»).

Работа выполнена под руководством докт. техн. наук, проф. В.В.Ушакова (МАДИ) и канд. техн. наук Л.А.Хвоинского (СРО НП «МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ»).

     1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на водопропускные металлические трубы на автомобильных дорогах во II-IV дорожно-климатических зонах страны и устанавливает требования к выполнению работ по их устройству и реконструкции открытым способом.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты и своды правил:

ГОСТ Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия цинковые горячие. Общие требования и методы контроля

ГОСТ Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки

ГОСТ Линейки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ Прокат сортовой, калиброванный со специальной отделкой поверхности из углеродистой качественной конструкционной стали. Общие технические условия

ГОСТ Цинк. Технические условия

ГОСТ Прокат из легированной конструкционной стали. Технические условия

ГОСТ Грунты. Методы лабораторного определения физических характеристик

ГОСТ Лак БТ и краска БТ Технические условия

ГОСТ Нефтепродукты. Метод определения температуры вспышки в закрытом тигле

ГОСТ Битумы нефтяные строительные. Технические условия

ГОСТ Рулетки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ Металлопродукция. Приемка, маркировка, упаковка, транспортирование и хранение

ГОСТ Болты с шестигранной головкой класса точности В. Конструкция и размеры

ГОСТ Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия

ГОСТ Уголки стальные горячекатаные равнополочные. Сортамент

ГОСТ Песок для строительных работ. Технические условия

ГОСТ Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия

ГОСТ Трубы стальные электросварные прямошовные. Сортамент

ГОСТ Трубы стальные электросварные. Технические условия

ГОСТ Мастика битумно-резиновая изоляционная. Технические условия

ГОСТ Бетоны. Правила контроля и оценки прочности

ГОСТ Продукты химические жидкие. Методы определения плотности

ГОСТ Продукты химические органические. Методы определения температуры кристаллизации

ГОСТ Трубы стальные сварные для магистральных газонефтепроводов. Технические условия

ГОСТ Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия

ГОСТ Грунты. Метод лабораторного определения максимальной плотности

ГОСТ Смеси песчано-гравийные для строительных работ. Технические условия

ГОСТ Эмали ЭП Технические условия

ГОСТ Эмаль ЭП Технические условия

ГОСТ Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия

ГОСТ Материалы лакокрасочные. Термины и определения

ГОСТ Мастики кровельные и гидроизоляционные. Общие технические условия

ГОСТ Р Материалы геотекстильные. Метод определения поверхностной плотности

ГОСТ Р Эмульсии битумные дорожные. Технические условия

ГОСТ Р Порошок минеральный для асфальтобетонных и органо-минеральных смесей. Технические условия

СП «СНиП Защита строительных конструкций от коррозии»

СП «СНиП * Мосты и трубы»

СП * «СНиП Мосты и трубы»

________________

* На территории Российской Федерации действует СП , здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.

СТО НОСТРОЙ Автомобильные дороги. Устройство, реконструкция и капитальный ремонт водопропускных труб. Часть 1. Трубы бетонные и железобетонные. Устройство и реконструкция

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и сводов правил в информационной системе общего пользования — на официальных сайтах Национального органа Российской Федерации по стандартизации и НОСТРОЙ в сети Интернет или по ежегодно издаваемым информационным указателям, опубликованным по состоянию на 1 января текущего года. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться новым (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины в соответствии с СТО НОСТРОЙ , а также следующие термины с соответствующими определениями:

стык соединения элементов металлических труб : Способ соединения металлических листов.

Примечание — Допускаются соединения внахлест, фланцевое, встык, в паз.

геосинтетические материалы (геосинтетики) : Материалы, в которых хотя бы одна составная часть изготовлена из синтетических или натуральных полимеров, используемых в геотехнике в контакте с грунтом, для повышения технических характеристик грунтов или совместно с другими строительными материалами в качестве элементов различных строительных конструкций и сооружений.

Примечание — Наиболее часто из геосинтетиков применяются различные геотекстильные материалы и георешетки.

грунтовая обойма : Массив грунта, окружающий трубу, отсыпанный из дренирующего, уплотненного грунта, ограниченный размерами, определенными для конкретного сооружения, предназначенный для восприятия сжимающих напряжений при работе под нагрузкой совместно с трубой.

лог : Эрозионная форма рельефа с длинными пологими склонами и сравнительно небольшим вырезом.

металлическая гофрированная труба, МГТ : Малое искусственное сооружение из металла, обработанного определенным способом, для пропуска воды.

металлическая водопропускная труба : Малое искусственное сооружение из металла для пропуска воды.

Примечание — Металлические водопропускные трубы различаются по форме поперечного сечения (круглые, овоидальные и др.) и по числу рабочих отверстий (одноочковые, многоочковые).

основание металлической водопропускной трубы : Подушка под телом трубы из гравийно-песчаной смеси или песка.

отверстие водопропускной трубы : Наибольший горизонтальный размер или сумма размеров (для многоочковых труб) тела трубы в свету.

противофильтрационный экран : Инженерное устройство (перемычка) из водонепроницаемых материалов на концах трубы для предотвращения подмыва основания трубы.

пучинообразование : Явление перераспределения влаги в земляном полотне, вызывающее увеличение зимой влажности грунтов земляного полотна, образование в них ледяных прослоек и увеличение объема грунта, при этом происходит взбугривание дорожной одежды с последующим размягчением при оттаивании.

тип поперечного сечения : Форма внутреннего сечения трубы: круглая, овоидальная, арочная, прямоугольная и арочно-лотковая.

трубы больших отверстий : Водопропускные сооружения, выполненные из круглых труб диаметром более трех метров, или из труб, имеющих горизонтальный или вертикальный размер поперечного сечения более трех метров.

     4 Требования к материалам и изделиям

      Требования к металлическим конструкциям водопропускных труб

При устройстве и реконструкции металлических водопропускных труб, рекомендуется использовать металлические гофрированные трубы (МГТ).

На автомобильных дорогах IV-V технических категорий в качестве конструкций водопропускных труб допускается применять стальные электросварные трубы по ГОСТ или по ГОСТ

По степени сборки допускается использовать следующие конструкции:

  • цельного изготовления — цельносварные, цельновитые;
  • сборные из отдельных секций, соединяемых между собой на стройплощадке при помощи сварки, фланцев, раструбов или муфт;
  • из сборных элементов заводского изготовления в виде листов, изогнутых по типу поперечного сечения, соединяемых на месте работ специальными болтами — сборные металлические гофрированные трубы.

Для изготовления элементов и секций металлических гофрированных водопропускных труб следует применять марки стали, соответствующие по хладностойкости климатическим условиям их применения. Требования к маркам сталей приведены в ОДМ (раздел 5) [1].

Болты, гайки и шайбы должны быть изготовлены из сталей марок 20, 30 и 35 по ГОСТ Допускается изготовление шайб из стали марки СтЗ по ГОСТ Для условий эксплуатации в районах с температурой ниже минус 40 °С болты должны быть изготовлены из стали 35Х и 38ХА по ГОСТ Размеры болтов принимаются по ГОСТ

Основные требования к параметрам металла, параметрам металлических гофрированных элементов, а также допускаемые отклонения изготовленных элементов должны соответствовать требованиям ОДМ (раздел 5) [1].

Типы и основные размеры секций спиральновитых гофрированных металлических труб приведены в таблице А.1 (приложение А). Основные параметры и размеры элементов сборных МГТ приведены в А.2 (приложение А). Сортамент поставляемых электросварных труб должен соответствовать ГОСТ

      Требования к материалам основания и обратной засыпки

Для устройства основания (подушки) под водопропускную трубу допускается применять следующие материалы:

  • пески средней крупности, крупные и очень крупные по ГОСТ ;
  • гравийно-песчаные смеси СЗ-С13 по ГОСТ ;
  • щебень и гравий фракций от 5 до 40 мм по ГОСТ ;
  • щебеночно-галечниковые и дресвяно-гравийные грунты, не содержащие частиц размером более 50 мм.

Перечисленные материалы не должны содержать более 10% частиц размером менее 0,1 мм, в том числе более 2% глинистых размером менее 0, мм. Допускается применять пески мелкие, содержащие не более 10% частиц размером менее 0,1 мм, в том числе не более 2% глинистых размером менее 0, мм.

Для устройства грунтовой обоймы следует применять грунты по Допускается отсыпка грунтовой обоймы из глинистых грунтов в районах, где исключается возможность интенсивного пучинообразования при наличии обоснования в проекте.

Для устройства обратной засыпки допускается применять грунты по , а также крупнообломочные грунты следующих фракционных составов:

  • фракция крупнее 10 мм должна составлять не менее 30%;
  • фракция менее 0,1 мм должна составлять не более 10%.

      Требования к материалу защитного покрытия металлических водопропускных труб

Секции металлических водопропускных труб или их элементы должны поставляться с основным антикоррозионным защитным покрытием из цинка марки ЦЗ по ГОСТ с толщиной слоя от 85 до мкм, выполненного по ГОСТ , нанесенного на внутреннюю и наружную поверхности элементов или секций труб.

Допускается применение стальных электросварных труб по ГОСТ или по ГОСТ без основного защитного покрытия (см. ).

В качестве дополнительного антикоррозионного защитного покрытия конструкций труб и оголовков должны использоваться следующие битумные мастики:

  • ненаполненные (пластбутилен, бутадиен, пластбутадиен) по ГОСТ ;
  • наполненные битумно-минеральные (битуминоли) по ГОСТ ;
  • наполненные битумно-резиновые по ГОСТ , а также полимерные лакокрасочные материалы:
  • эпоксидно-каучуковая эмаль (например, ТУ * [2]);

________________

* ТУ, упомянутые здесь и далее по тексту, являются авторской разработкой. За дополнительной информацией обратитесь по ссылке. — Примечание изготовителя базы данных.

  • эпоксидно-полиамидная эмаль по ГОСТ ;
  • эпоксидно-каменноугольная эмаль и другие эпоксидно-каменноугольные лакокрасочные материалы по ГОСТ

Ненаполненные битумные мастики должны быть заводского изготовления.

Допускается приготовление наполненных битумно-резиновых и битумно-минеральных мастик в условиях притрассовых строительных предприятий (полигонов) при соблюдении технологии их приготовления и состава по ГОСТ (битуминоли) или по ГОСТ (битумно-резиновые мастики).

При устройстве лотков в трубах, в качестве дополнительного защитного покрытия труб допускается использовать полимерную мастику холодного отверждения, например УТ Г по ТУ [3] и битумно-бутилкаучуковую мастику горячего отверждения МББГ по ТУ [4].

Допускается по согласованию с Заказчиком применение других материалов защитных покрытий, отвечающих по своим свойствам требованиям, предъявляемым к защитным покрытиям для металлических труб по ОДМ (приложение К) [1].

      Требования к материалам оголовков и лотков труб

Для бетонных и железобетонных оголовков металлических водопропускных труб должны применяться бетон и арматура, соответствующие требованиям СП (глава 4) и СТО НОСТРОЙ (раздел 4).

Устройство лотков в водопропускных трубах допускается:

  • из сборных бетонных плит;
  • из монолитного бетона;
  • из сборных битумно-минеральных и битумно-полимерных плит;
  • из литых битумно-минеральных и битумно-полимерных материалов;
  • из сборных полимербетонных плит;
  • из монолитного полимербетона;
  • из асфальтобетона;
  • из полимерных и полимерно-битумных материалов;
  • из грунтов, укрепленных вяжущими.

Конкретный тип лотка должен определяться проектом.

Производство блоков лотков должно быть организовано в стационарных условиях на заводах или притрассовых производственных предприятиях, оборудованных необходимыми машинами.

Для изготовления сборных и монолитных бетонных лотков должен использоваться бетон класса не ниже В30 по ГОСТ Марка бетона лотка по морозостойкости должна быть не ниже F для умеренных условий и не ниже F для суровых. В состав бетона лотка должны входить заполнители крупностью не более 10 мм и морозостойкостью не ниже F

Примечание — В качестве заполнителя рекомендуется применять щебень или гравий из плотных горных пород по ГОСТ

Бетон лотка в трубах, пропускающих агрессивные воды, должен соответствовать требованиям СП (глава 5).

Для изготовления сборных или монолитных асфальтобетонных лотков допускается применять:

  • битумы нефтяные дорожные вязкие марок БНД 40/60, БНД 60/90 и БНД 90/ или БН 60/90 и БН 90/ по ГОСТ , а также строительные битумы марок IV и V по ГОСТ (только для изготовления блоков сборных лотков);
  • пески природные нефракционированные и фракционированные по ГОСТ (крупные, средние или мелкие);
  • минеральные порошки активированные и неактивированные из карбонатных горных пород по ГОСТ Р

Асфальтобетон, применяемый для устройства сборных и монолитных лотков, должен иметь следующие показатели по ГОСТ

  • остаточная пористость не более 2% по объему;
  • водонасыщение не более 1% по объему;
  • набухание не более 0,1% по объему;
  • предел прочности при сжатии при температуре плюс 20 °С не ниже 2,5 МПа;
  • морозостойкость наполнителей не ниже F

Асфальтобетон должен иметь следующий состав:

     5 Транспортирование и складирование элементов труб

Готовые секции металлических водопропускных труб допускается перевозить любым видом транспорта в горизонтальном положении с применением необходимых креплений и прокладок согласно схемам крепления завода-изготовителя.

Элементы сборных гофрированных труб должны перевозиться в пакетах весом не более кг, болты и шайбы — в ящиках весом не более 50 кг. При перевозке автомобильным транспортом пакеты следует укладывать в один ряд по высоте и фиксировать от смещения согласно схемам крепления. При перевозке железнодорожным транспортом пакеты следует укладывать не более чем в два ряда по высоте с фиксированием от смещения согласно схемам крепления.

Погрузку и разгрузку пакетов рекомендуется выполнять с учетом методических рекомендаций [5].

Погрузка и разгрузка секций труб и пакетов должна осуществляться краном соответствующей грузоподъемности со специальными мягкими стропами по РД СЗК [6] для исключения повреждения покрытия труб.

При хранении секции труб должны быть уложены по высоте не более чем в три ряда на деревянные подкладки и прокладки. В каждом ряду крайние секции должны закрепляться клиньями. Допускается вкладывать трубы меньшего диаметра в трубы большего.

Блоки сборных бетонных или асфальтобетонных лотков должны подвозиться к месту укладки в контейнерах с полками. Полки в контейнерах должны быть устроены из плоских гофрированных листов, из профиля, соответствующего профилю блоков. Укладка блоков на полки контейнеров допускается в два ряда. Второй ряд блоков должен быть уложен плоской стороной вниз. При перемещении блоков в пределах строительной площадки их следует укладывать на гофрированные элементы трубы, совмещая профиль блока и элемента трубы. Запрещается укладывать элементы трубы с блоками друг на друга в количестве более четырех.

Перевозка сборных бетонных конструкций оголовков и противофильтрационных экранов должна осуществляться в соответствии с требованиями, предъявляемыми к перевозке сборных бетонных и железобетонных конструкций водопропускных труб, по СТО НОСТРОЙ (раздел 5).

     6 Технология устройства металлических водопропускных труб

      Общие положения

Устройство металлических водопропускных труб должно включать следующие этапы:

  • выполнение геодезических и разбивочных работ по ;
  • устройство котлованов, противофильтрационных экранов и подготовка оснований по ;
  • монтаж металлических конструкций трубы по ;
  • устройство дополнительного защитного покрытия по ;
  • устройство грунтовой обоймы и засыпка металлических водопропускных труб по ;
  • устройство лотков по ;
  • устройство оголовков, укрепление русла по ;
  • завершающие работы по

Устройство многоочковых труб и труб с сечением, отличным от круглого, следует выполнять по

Общие требования при выполнении строительно-монтажных работ по устройству и реконструкции водопропускных труб приведены в СТО НОСТРОЙ (раздел 6).

Перечень машин, механизмов, оборудования и инструментов, применяемых при устройстве металлических водопропускных труб, приведен в приложении Б.

      Геодезические и разбивочные работы

Общие требования к выполнению геодезических и разбивочных работ при выполнении строительно-монтажных работ по устройству и реконструкции водопропускных труб приведены в СТО НОСТРОЙ (подраздел ).

      Устройство котлованов, противофильтрационных экранов и подготовка оснований

Основные требования к устройству котлованов и подготовке оснований приведены в СТО НОСТРОЙ (подраздел ).

Грунтовое основание под металлическую водопропускную трубу должно устраиваться по проекту из песчано-гравийной смеси по ГОСТ Допускается устройство основания из песка по ГОСТ при наличии обоснования в проекте.

Устройство основания под трубу допускается только в сухом котловане.

При устройстве основания на предварительно уплотненном дне котлована, уплотнение дна должно быть выполнено на ширину не менее одного диаметра в каждую сторону от наружной поверхности трубы. Расстояние между многоочковыми трубами должно быть не менее 1 метра для труб диаметром до трех метров и не менее 2 м для остальных по ОДМ [1].

Размеры котлована и основания должны быть указаны в проекте.

Песчано-гравийная смесь для устройства основания должна засыпаться непосредственно в котлован или на его бровку с последующим перемещением ее слоями в котлован бульдозером или погрузчиком. В котловане смесь должна разравниваться и уплотняться грунтоуплотняющими машинами. Толщина слоя и число проходов по одному следу должны назначаться по результатам пробного уплотнения в зависимости от характеристик уплотняющей техники и состава смеси. Плотность песчаных грунтов основания должна контролироваться с помощью прибора Ковалева (см. В.1, приложение В), щебеночно-галечных и дресвяно-гравийных — методом лунки (см. В.2, приложение В).

Устройство основания под трубу должно выполняться по одному из следующих вариантов:

  • отсыпка на полную высоту по ;
  • отсыпка на часть высоты до уровня укладки трубы и досыпка на полную высоту после укладки трубы по

При отсыпке основания на полную высоту должно быть устроено ложе трубы. Устройство ложа следует производить вырезкой автогрейдером с профилирующим ножом или экскаватором с последующей проверкой шаблоном и доработкой вручную. Шаблон следует устанавливать на направляющих брусьях, уложенных по нивелиру в соответствии с проектными отметками по обе стороны от трубы, и плавно перемещать его вдоль оси трубы.

При устройстве верхней части основания после укладки трубы, песчано-гравийная смесь должна отсыпаться слоями толщиной не более 10 см с уплотнением трамбовками каждого слоя. Коэффициент уплотнения основания должен быть не менее 0,

При устройстве основания в зимнее время следует применять только сухой, несмерзшийся грунт и уплотнять его трамбующими машинами по мере отсыпки, не допуская смерзания грунта в рыхлом состоянии.

Котлованы под противофильтрационные экраны должны устраиваться одновременно с подготовкой котлована под отсыпку основания.

Из котлована должна быть откачана вода, основание экрана спланировано и уплотнено до коэффициента уплотнения не менее 0,

Экраны из глинощебня или цементогрунта должны устраиваться в соответствии с рекомендациями ОДМ [1] путем засыпки в котлован грунтовой смеси слоями не более 20 см и уплотнением трамбовками.

Сборные железобетонные и бетонные противофильтрационные экраны необходимо монтировать до начала укладки трубы. Глубина заложения железобетонных и бетонных экранов должна быть не менее чем на 0,25 м ниже расчетной глубины сезонного промерзания грунта.

Работы по устройству котлованов, противофильтрационных экранов и оснований должны быть освидетельствованы с составлением актов на скрытые работы по форме, приведенной в СТО НОСТРОЙ (приложение Ж).

      Монтаж металлических конструкций трубы

Монтаж металлических конструкций водопропускных труб допускается выполнять из предварительно собранных секций по , из секций заводского изготовления согласно или из отдельных элементов по

Монтаж металлических конструкций водопропускных труб необходимо выполнять в соответствии с монтажной схемой, указанной в проекте производства работ (далее — ППР). Монтажная схема должна включать: порядок установки элементов при сборке и объединении секций, порядок перевозки секций, порядок установки болтов, схему специальных стяжек и подмостей.

Для монтажа металлических конструкций водопропускных труб следует использовать комплект инструментов, приведенный в Б.2 (приложение Б).

Предварительная сборка секций из отдельных элементов.

Перед сборкой секций должны быть выполнены подготовительные работы: подготовлены пакеты с элементами секции трубы, окаймляющие уголки, ящики с крепежом, необходимый инструмент и оборудование. Элементы должны быть очищены от грязи, а в зимнее время — от снега и льда.

В первую очередь необходимо собрать звенья в вертикальном положении. Собираемые элементы должны быть установлены на ребро, с постановкой ограниченного числа болтов (от трех до четырех) в середине продольных стыков. При этом один торец элемента должен находиться на наружной поверхности звена, а другой — на внутренней. Во втором ряду продольного стыка не должно быть отверстий на наружных гребнях волн, в правильно собранных звеньях труб все марки элементов должны быть видны.

Затем звенья необходимо последовательно устанавливать в горизонтальное положение на деревянные брусья, уложенные вдоль секций трубы так, чтобы продольные стыки в них были на одном уровне, а расположение нахлеста элементов в соединяемых звеньях строго одинаково.

Рекомендуемая последовательность установки элементов при сборке секций труб приведена на рисунке 1.

В секцию звенья должны объединяться стандартными элементами трубы. При установке этих элементов в местах стыковки трех листов не допускается соприкасание двух листов, входящих в одно звено. Для этого каждый соединительный элемент одним торцом необходимо вводить в зазор между элементами ранее собранных звеньев А и Б (см. рисунок 1).

— величина сдвижки продольных стыков;

цифрами показан порядок установки элементов при объединении звеньев А и Б

Рисунок 1 — Схема последовательности сборки секций трубы из отдельных звеньев (вид с торца)

При сборке секций и их объединении болты необходимо наживлять вначале в средних частях продольных и поперечных стыков. Остальные болты должны устанавливаться после объединения в секцию необходимого количества звеньев. Последними должны ставиться болты в местах соединения трех элементов. Затягивать болты следует электрическими или пневматическими гайковертами, а также торцевыми и накидными гаечными ключами.

При сборке секций труб болты в продольных стыках необходимо ставить на расстоянии не менее 15 см от торцов концевых звеньев секции. Поставленные в концевых звеньях болты не должны затягиваться для облегчения постановки стандартных элементов с заведением их в зазоры продольных стыков между элементами торцевых звеньев.

Монтаж водопропускной трубы из предварительно собранных секций.

Перед началом работы необходимо выполнить подготовительные работы согласно

Монтаж трубы должен производиться на спланированном основании или вблизи проектной оси трубы. Секции должны укладываться на деревянные брусья для обеспечения постановки болтов в нижней части.

Секции в проектное положение должны устанавливаться краном. При строповке секций должны применяться мягкие стропы, исключающие возможность повреждения защитного покрытия. Стропы должны размещаться на расстоянии четверти длины от их торцов.

Объединение секций следует производить согласно схеме, приведенной на рисунке 2. Вначале торцы секций должны быть установлены краном таким образом, чтобы продольные стыки были расположены на одном уровне. Затем устанавливаются соединительные элементы в соответствии с

— величина сдвижки продольных стыков;

цифрами показан порядок установки элементов при сборке трубы

Рисунок 2 — Монтажная схема сборки трубы из предварительно собранных секций (вид с торца)

Монтаж водопропускной трубы из секций заводского изготовления.

Монтаж труб из секций заводского изготовления рекомендуется производить без промежуточного складирования на стройплощадке.

При основании, спланированном без устройства ложа для труб диаметром до трех метров, допускается монтаж трубы рядом с проектной осью с последующей накаткой ее в проектное положение.

При спрофилированном основании с устройством ложа секции трубы необходимо устанавливать краном в проектное положение и объединять на месте.

Секции должны укладываться на деревянные брусья для беспрепятственной постановки хомутов и болтовых соединений.

Объединение секций должно производиться в соответствии с ППР и рекомендациями завода-изготовителя.

Источник

Управление дороги «Россия» сообщило о завершении работ по устройству водопропускной трубы
водопропускные трубы, назначение, виды, установка на автомобильных дорогах

Источник3

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ НОРМАТИВНЫХ
ИССЛЕДОВАНИЙ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ
ИНФОРМАЦИИ «ОРГТРАНССТРОЙ»

МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТНОГОСТРОИТЕЛЬСТВА

УСТРОЙСТВО СБОРНОЙ
ЖЕЛЕЗОБЕТОННОЙ ВОДОПРОПУСКНОЙ ТРУБЫ
ДИАМЕТРОМ 1 м ПОД АВТОМОБИЛЬНУЮ ДОРОГУ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Технологическая карта разработана с учетом прогрессивных методов организации строительства и производства работ, а также методов научной организации труда и предназначена для использования при разработке проекта производства работ и организации работ и труда на объекте.

В технологической карте предусмотрено строительство одноочковой сборной железобетонной трубы диаметром 1 м, длиной 26,28 м под автомобильную дорогу (при высоте насыпи от 4 до 7 м).

Конструкция трубы принята по «Типовому проекту ( Ж-5) сборных унифицированных бетонных водопропускных труб для железных и автомобильных дорог» Главтранспроекта, утвержденному приказом МПС и Минтрансстроя от 8 июля г. № , инв. № /1.

Трубу монтируют из сборных железобетонных элементов:

фундамент — из лекальных блоков, укладываемых по щебеночной подготовке;

тело трубы — из звеньев длиной 1 м;

оголовки с открылками — из отдельных блоков.

Укрепление русла у оголовков в технологической карте не предусмотрено.

Во всех случаях применения технологической карты необходима привязка ее к местным условиям производства работ.

II. УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА

В состав работ по строительству трубы входят:

подготовка строительной площадки;

разбивочные работы;

прием и размещение оборудования, материалов и конструкций на строительной площадке;

устройство котлована под фундамент трубы и оголовки;

устройство щебеночной подготовки;

монтаж, блоков фундамента, оголовков и звеньев трубы;

заполнение пазух котлована грунтом;

бетонирование лотков в пределах оголовков;

гидроизоляционные работы;

засыпка трубы грунтом.

Подготовка строительной площадки

Площадку в зоне строительства трубы (на расстоянии не менее 10 м в каждую сторону от оси трубы) планируют бульдозером с приданием уклонов, обеспечивающих сток воды от трубы.

У выходного оголовка естественное русло расчищают, а у входного оголовка на расстоянии не менее 1,5 м от контура котлована перекрывают русло грунтом и устраивают обводную канаву или обвалование строительной площадки. Эти меры должны обеспечивать полный отвод поверхностных вод от котлована.

Для завоза оборудования, бетонных блоков и материалов бульдозером расчищают и планируют подъездные дороги, обеспечивающие свободный проезд по кольцевой схеме движения.

Разбивочные работы

Положение трубы определяется проектом дороги. Проектная организация должна закрепить в натуре и сдать по акту производителям работ точку пересечения оси дороги с продольной осью трубы, продольную ось трубы, закрепленную четырьмя выносными кольями (рис. 1), а также высотный репер.

Промерами по оси трубы намечают контур котлована и обозначают его колышками.

На расстоянии 1 м от границ котлована устраивают обноску из досок или брусьев (рис. 2) и обозначают на ней продольную ось трубы и положение оголовков, открылков, секций фундамента.

Обноска по возможности должна быть заглублена в землю для предохранения от повреждений бульдозером или экскаватором.

Рис. 1. Схема закрепления местоположения трубы на трассе:

1— выносные столбы; 2 — точка и сторожок с надписью «ось», «пикет», «плюс»; L — длина трубы

Рис. 2. Схема разбивки котлована трубы:

1 — выносные столбы; 2 — обноска из брусьев или досок; 3 — котлован; 4 — гвоздь; 5 — свая обноски диаметром 8 — 10 см

Приемка и размещение оборудования, материалов и конструкций на строительной площадке

Большую часть сборных элементов трубы сгружают на одной половине строительной площадки, другую половину оставляют для размещения вспомогательного оборудования и стоянки строительных машин (рис. 3).

Рис. 3. План строительной площадки:

1 — места складирования лекальных блоков фундамента; 2 — места складирования звеньев трубы; 3 — места складирования откосных крыльев оголовков; 4 — места складирования портальных блоков оголовка; 5 — передвижной распылительный агрегат; 6 — ящик для раствора; 7 — электростанция АБ-8Т/; 8 — граница строительной площадки; I — IV — стоянки автокрана АК

Порядок размещения сборных элементов должен быть увязан с технологической последовательностью монтажа, трубы. При разгрузке бетонных блоков должна быть обеспечена их сохранность от повреждений. Фундаментные блоки укладывают в штабеля двумя продольными рядами по два-три яруса в каждом штабеле. Каждый блок в штабеле укладывают на две деревянные прокладки шириной не менее 10 см для сохранения монтажных петель от повреждения и удобства строповки.

Между штабелями блоков или между звеньями трубы оставляют промежутки шириной не менее 0,75 м для удобства строповки и возможности прохода рабочих. Звенья труб укладывают в два ряда в вертикальном положении. При стесненных условиях на строительной площадке звенья труб разрешается укладывать в штабели как в горизонтальном, так и в вертикальном положении. При горизонтальном положении звеньев в штабеле должно быть не более трех ярусов (при этом крайние звенья должны быть надежно расклинены от раскатывания), при вертикальном положении звеньев — два яруса.

Устройство котлована под фундаменты

Размеры котлована в плане должны соответствовать размерам фундамента с запасом 0,5 м в каждую сторону. Котлован отрывают бульдозером продольными проходами от выходного оголовка с отсыпкой грунта за пределами входного оголовка. Дорабатывают котлован под оголовки и открылки экскаватором на пневмоколесном ходу Э

При отрывке котлована грунт не добирают до проектной отметки на 10 см.Окончательно дорабатывают котлован до проектной отметки вручную под рейку с учетом продольного уклона и строительного подъема трубы.

Стенки котлованов под оголовки делают пологими с крутизной откоса до

Грунтовые воды отводят в водосборные колодцы, расположенные за котлованом, откуда ее откачивают насосами.

Устройство щебеночной подготовки

По спланированному и зачищенному дну котлована устраивают щебеночную подготовку толщиной 10 см под фундамент из лекальных блоков и под блоки оголовков.

Щебень, доставляемый автомобилями-самосвалами, разгружают непосредственно в котлован, разравнивают и уплотняют электротрамбовками С

По окончании работы производят инструментальную проверку отметок щебеночной подготовки и положение ее в плане и выполняют разбивку проектного положения блоков и звеньев.

Уклон поверхности щебеночной подготовки должен соответствовать проектному уклону с учетом заданного строительного подъема трубы.

Монтаж блоков фундамента, оголовков и звеньев трубы

Перед монтажными работами все сборные элементы трубы осматривают для проверки соответствия их марок, размеров, а также пригодности для укладки в сооружение.

Допускаемые отклонения от проектных размеров составляют:

а) в размерах блоков фундамента и оголовков по высоте ± 5 мм; по остальным размерам ± 10 мм;

б) в размерах звеньев труб: по толщине стенок (в) ± 0,05 в, но не более 10 мм; по длине звеньев + 0 — 10 мм; по остальным размерам ± 10 мм.

Поверхность укладываемых элементов очищают, а поверхности, сопрягаемые на цементном растворе, тщательно промывают.

При монтаже элементов трубы автокран АК перемещается вдоль котлована на расстоянии 2,5 м от края котлована.

На каждой стоянке автокрана установка его на дополнительные выносные опоры (аутригеры) обязательна.

Монтажные работы начинают с выходного оголовка (рис. 4). Перед установкой к каждому блоку привязывают по две расчалки из пенькового каната длиной 6 — 8 м для удержания блока от раскачивания и наведения блока на место установки. Портальный блок стропуют двухветвевыми, а блоки открылков — четырехветвевыми стропами. С первой стоянки автокрана устанавливают портальную стенку оголовка (блок № 35) и обязательно закрепляют ее расчалками или инвентарными подкосами. Затем устанавливают блок правого открылка (№ 39п) и закрепляют его расчалками или инвентарными подкосами.

Автокран перемещают на вторую стоянку и устанавливают и закрепляют блок левого открылка (блок № 39л).

Сразу же после монтажа и закрепления блоков выходного оголовка рабочие заполняют пространство за портальным оголовком песчано-гравийной смесью и устраивают песчано-гравийную подготовку под лоток трубы толщиной 30 см.

Песчано-гравийную смесь разравнивают слоями толщиной 15 см с уплотнением каждого слоя электротрамбовками С

Монтаж блоков и звеньев ведут в следующем порядке: устанавливают лекальный блок № 24 и на него коническое звено № 27; с этой же стоянки автокрана устанавливают лекальные блоки, а потом звенья трубы двух последующих секций длиной 3,02 и 2,01 м. Затем автокран перемещают на следующую стоянку, с которой устанавливают блоки в том же порядке.

41  — монтажный номер,
13  — номер блока

При установке лекальных блоков их стропуют четырехветвевыми стропами и подают автокраном к месту установки, удерживая от раскачивания расчалками. Блок опускают на высоту 10 — 15 см от основания, точно наводят и опускают на щебеночную подготовку.

В процессе установки секций лекальных блоков проверяют горизонтальность ряда (относительное смещение смежных блоков не должно превышать 10 мм)и уклон трубы по верху фундамента, а также длину секций (отклонения не должны превышать + 15, — 0 мм).

Звенья трубы, сложенные в вертикальном положении на расстоянии 4,5 м от края котлована, устанавливают автокраном при помощи монтажной скобы (рис. 5). Для того, чтобы установить звено в проектное положение, вначале необходимо расклинить монтажную скобу, перестропить и повернуть звено в горизонтальное положение, после чего начать вертикальный подъем звена. Звено рихтуют ломиками на весу в тот момент, когда зазор между нижней поверхностью элемента и плоскостью фундамента составляет 5 — 10 см.

Рис. 5. Приспособления и инструменты:

а — тросовый строп; б — монтажная скоба; в — опалубка для заделки стыков раствором; г — воронка для заливки швов раствором; д — стальная конопатка; 1 — листовая сталь; 2 — деревянное кружало; 3 — цементный раствор

Звенья трубы устанавливают на деревянные (неудаляемые) клинья. Зазор между звеньями и основанием шириной не менее 2 см заполняют цементным раствором марки не ниже с подвижностью в пределах 11 — 13 см. Чтобы между звеном и фундаментом не образовывалось пустот, раствор заливают сначала с одной стороны звена, а когда он проникнет на другую сторону, — с противоположной стороны звена.

В процессе монтажа и до окончательного закрепления элементов контролируют их положение с учетом допусков. Ширина швов между звеньями составляет 1 см,между секциями — 3 см.Отклонения в положении смонтированных элементов конструкций труб не должны превышать:

относительное смещение звеньев — 10 мм;

отклонение от проектной величины зазора между звеньями + 10, — 5 мм.

В отдельных случаях неправильно установленное звено приподнимают краном, очищают от раствора и снова устанавливают в проектное положение на очищенную поверхность фундамента.

Установив все звенья, за исключением двух крайних, примыкающих к коническому звену, и самого конического звена, приступают к монтажу входного оголовка. Местоположение портального блока входного оголовка определяют особенно точно, так как в оставшемся промежутке между уложенными звеньями и портальным оголовком должны поместиться три звена с зазорами для швов.

Для этого измеряют фактическую длину конического и двух других оставшихся звеньев (каждое звено измеряют в нескольких местах и принимают в расчет большее значение) и к сумме длин трех звеньев добавляют сумму зазоров для швов (1 + 1 + 3 + 1 = 6 см).

Положение конца уложенного звена фиксируют на обноске и от этой метки отмеряют расстояние между уложенным звеном и оголовком. Положение этой точки фиксируют на обноске с двух сторон. Проверяют, достаточна ли глубина и ширина котлована для установки портального блока.

После этого со стоянки IV автокраном устанавливают портальный оголовок и, удерживая его на стропах, проверяют расстояние по меткам на обноске (по натянутой проволоке или шнуру). Затем блок устанавливают окончательно и надежно раскрепляют оттяжками или инвентарными подкосами, устанавливают и закрепляют блок открылка.

Автокран перемещают на стоянку V и устанавливают и закрепляют блок второго открылка.

Гравийно-песчаное основание под фундаментный блок конического звена и под лоток оголовка устраивают в такой же последовательности, как и для выходного оголовка.

На гравийно-песчаное основание укладывают два последних лекальных блока и на них устанавливают коническое звено и 2 оставшихся звена трубы, причем последним устанавливают при помощи хомута-траверсы звено трубы, примыкающее к коническому звену оголовка.

Заполнение пазух котлована грунтом и бетонирование лотков

По окончании монтажных работ пазухи засыпают с обеих сторон фундамента слоями по 15 см на всю длину котлована с трамбованием каждого слоя электротрамбовками. При этом грунт надвигают бульдозером.

Лотки в пределах оголовков устраивают на песчано-гравийной подготовке из бетона М толщиной 20 см,с уплотнением бетонной смеси поверхностным вибратором. Свежеуложенный бетон укрывают влажной мешковиной и засыпают слоем песка.

Гидроизоляционные работы

Гидроизоляционные работы производят в соответствии с указаниями ВСН только в сухую погоду при температуре воздуха не ниже + 5 °С. При температуре воздуха свыше 25 °С или в случае дождя место работы защищают от воздействия солнечных лучей и дождя тентом.

В комплекс изоляционных работ входят заделка швов между звеньями трубы, оклеечная изоляция швов и обмазочная изоляция трубы.

Сначала швы снаружи конопатят двумя слоями жгутов из пакли, пропитанной битумом. Первый (нижний) слой втапливают так, чтобы он не доходил на 3 см до внутренней поверхности звеньев. Второй слой втапливают в шов на 0,5 — 1 см от наружной поверхности звена.

С внутренней стороны швы на глубину 3 см заделывают цементным раствором, а с внешней стороны шов на глубину 0,5 — 1 см заливают битумной мастикой через специальную плоскую воронку.

При заделке швов с внутренней стороны пескоцементным раствором и с внешней стороны битумной мастикой, для предупреждения оплывов применяют временную опалубку-кружала из досок. После твердения битумной мастики и схватывания пескоцементного раствора опалубку-кружала снимают и переставляют на очередной шов.

Швы между блоками оголовков по видимым поверхностям расшивают цементным раствором.

Оклеечную изоляцию швов устраивают из двух слоев битуминизированной ткани (мешковины, изола). Ленты ткани шириной 25 см накладывают на шов, предварительно прогрунтованный на ширину ленты горячей битумной мастикой, и разглаживают резиновым валиком. Затем уложенную ленту смазывают горячей битумной мастикой и накладывают вторую такую же ленту с тщательной прикаткой. Ленты ткани или изола должны плотно прилегать к поверхности трубы и друг к другу без пропусков и пузырей. Поверх второй ленты наносят отделочный слой горячей битумной мастики.

Поверхности звеньев трубы и оголовков, засыпаемые грунтом, сначала покрывают битумным лаком, который наносят передвижным распылительным агрегатом (на четырехколесном шасси смонтированы двигатель, компрессор, бак для битумного лака и распределительное устройство).

Затем бак агрегата заполняют горячей битумной мастикой, распылитель заменяют распределительным соплом, наносят первый слой битумной мастики и размазывают ее кистями тонким слоем (1 — 3 мм).

Второй слой битумной мастики наносят после остывания первого слоя в таком же порядке.

В случае перерыва в устройстве гидроизоляции края незаконченного слоя вновь обмазывают на ширину не менее 3 см для получения связи слоев изоляции.

Как правило, битумный лак и мастику приготовляют централизованно и доставляют на рабочую площадку автогудронатором. В исключительных случаях эти материалы приготовляют на месте работ.

Битумный лак готовят на месте работ в металлической емкости. Для этого предварительно разогретый до °С битум смешивают небольшими порциями с растворителем (бензин, лигроин, керосин, сольвент-нафт) в соотношениях по весу, %:

I. Битум марки ВИД 60/ 25 — 35

Растворитель 75 — 65

II. Битум марки БНД 40/ 32 — 40

Стеариновый пек 8 — 10

Растворитель 60 — 50

В качестве грунтовки вместо битумного лака можно применять жидкий битум.

Битумную мастику для обмазочной гидроизоляции готовят в битумоварочном котле. Битум марок БНД 60/90 и БНД 40/60 загружают кусками в битумоварочный котел на 1/3 объема котла и при постоянном перемешивании разогревают. После исчезновения пены в котел небольшими порциями добавляют подогретое машинное масло, а затем сухой подогретый асбест седьмого сорта.

Мастику нагревают до температуры — °С (время нагрева примерно 1,5 ч после введения асбеста), затем огонь в топке уменьшают и поддерживают температуру битума не выше °С.

Готовую мастику подносят к месту нанесения в конических бачках, наполненных мастикой не более чем на 3/4 объема.

Засыпка трубы грунтом

Сразу после окончания работ по гидроизоляции и составления акта приемки трубу засыпают грунтом на высоту 0,5 м над верхом трубы для сохранности конструкции трубы и изоляции.

Грунт к трубе надвигают бульдозером, а затем экскаватором, оборудованным грейфером, грунт отсыпают горизонтальными слоями толщиной 15 — 20 см одновременно с обеих сторон трубы.

Каждый слой разравнивают лопатами и уплотняют электротрамбовками по обеим сторонам от трубы для создания плотного грунтового слоя вокруг звеньев.

Дальнейшую засыпку трубы выполняет специализированная организация по производству земляных работ, при выполнении которых должны соблюдаться требования раздела VIII ВСН

Правила техники безопасности при возведении труб

Погрузочно-разгрузочные и монтажные работы должны производиться под руководством мастера или прораба. Во избежание перегрузки крана запрещается поднимать элементы, засыпанные землей или снегом, а также примерзшие к земле. В этих случаях необходимо очистить элемент и обеспечить возможность свободного подъема его краном, для чего следует приподнять элемент рычагом или домкратом.

Во всех случаях подъема элементов грузовой полиспаст крана должен занимать вертикальное положение. Подтягивание элементов крюком крана запрещается.

Перед установкой на место блоков и звеньев трубы к ним привязывают две оттяжки из пенькового каната диаметром не менее 12 мм и длиной 6 — 10 м. При опускании элемента запрещается направлять и поворачивать его непосредственно руками. Поворачивать поднятый элемент разрешается только при помощи оттяжек. Горизонтальное перемещение элемента при помощи оттяжек запрещается.

Во время подъема элемента запрещается нахождение под стрелой крана и в зоне ее поворота плюс 5 м. Подходить к элементу разрешается только после того, как зазор между нижней поверхностью элемента и местом установки не будет превышать 5 — 10 см. Точную центровку элемента перед установкой на место производят на весу при помощи ломиков. Свободный конец ломика не должен при этом находиться против рабочего.

Запрещается оставлять установленные блоки оголовков, не закрепленными оттяжками или инвентарными подкосами.

Запрещается под установленными блоками оголовков делать подкопы для углубления и уширения котлована. Если необходимо углубить или уширить котлован или поправить щебеночную подготовку, то установленный блок необходимо поднять, отвести в сторону и положить на грунт.

Поднятые автокраном звенья следует удерживать от раскачивания и наводить к месту установки плавно, не касаясь оголовка или смежного звена.

При разработке котлованов и монтаже труб запрещается движение строительных машин и транспортных средств, а также размещение грузов в пределах призмы обрушения.

При разработке котлована экскаватором необходимо соблюдать следующие основные правила техники безопасности:

а) при работе экскаватора запрещается находиться под ковшом и стрелой, проводить другие работы со стороны забоя, находиться посторонним лицам на расстоянии ближе 5 м от радиуса действия экскаватора;

б) во время перерыва в работе стрелу следует отвести в сторону от забоя, а ковш опустить на землю. Очищать ковш можно только опустив его на грунт;

в) во время движения экскаватора стрелу его необходимо устанавливать строго по направлению хода, а ковш приподнимать над землей на 0,5 — 0,7 м. Передвижение экскаватора с нагруженным ковшом запрещается;

г) во время работы запрещается менять вылет стрелы при заполненном ковше, подтягивать при помощи стрелы груз, регулировать тормоза при поднятом ковше.

При варке битумной мастики в котле заполнение котлов допускается не более чем на 3/4 их геометрической емкости. Запрещается загружать в котел влажные материалы.

При возгорании битума в котле следует плотно закрыть горловину крышкой и заглушить топку. Запрещается заливать горящий битум водой, его следует тушить только сухим песком.

При ожоге битумом нужно смыть его с кожи соляровым маслом, а затем сделать примочку из процентного этилового спирта.

Чистку битумных котлов можно начинать только после их полного остывания при обязательном использовании предохранительных очков и брезентовых костюмов.

При устройстве сборной бетонной водопропускной трубы следует руководствоваться следующей технической литературой:

«Строительные нормы и правила, часть III, раздел Д, глава 2. Мосты и трубы. Правила организации производства работ, приемка в эксплуатацию» (СНиП III-Д), Госстрой, М.,

«Технические указания по изготовлению и постройке сборных железобетонных водопропускных труб». ВСН / Минтрансстрой, Оргтрансстрой, М.,

«Правила техники безопасности и производственной санитарии при сооружении мостов и труб», Оргтрансстрой, М

«Инструкция по гидроизоляции проезжей части и устоев железнодорожных мостов и водопропускных труб» ВСН / Минтрансстрой, Оргтрансстрой, М.,

III. УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА

Работы по строительству труб, как правило, ведут поточным методом.

Для выполнения работ организуют бригаду рабочих следующего состава:

Звено подготовительного цикла (№ 1)

Монтажники конструкций: 4 разр.                                                     — 1

3 разряда                                                                                                — 1

Землекоп 2 разряда                                                                               — 1

Звено монтажников (№ 2)

Монтажники конструкций: 4 разр                                                      — 1

3 разряда                                                                                                — 2

2 разряда                                                                                                — 1

Звено изолировщиков (№ 3)

Гидроизолировщики: 4 разр.                                                               — 1

3 разряда                                                                                                — 1

2 разряда                                                                                                — 2

Машинист передвижного распылительного агрегата4 разр.          — 1

Звено подготовительного цикла выполняет разбивочные работы и устройство обноски, прием и размещение оборудования, приемку и складирование железобетонных блоков и звеньев трубы, окончательную планировку и зачистку дна котлована после отрывки их бульдозером и экскаватором, устройство щебеночной подготовки в котловане.

Монтажники выполняют разбивочные работы, прием и складирование элементов трубы. Они же помогают землекопу выравнивать дно котлована. После освидетельствования и приемки котлована мастером все трое устраивают щебеночную подготовку в котловане. Для временной работы звену придают бульдозер, экскаватор и автокран.

Звено монтажников производит вместе с машинистом крана АК монтажные работы (табл. 1).

Таблица 1

Последовательность монтажа блоков и звеньев трубы

Наименование работ Стоянка крана Монтажный номер Марна элемента (№ блока) Вес блока, т Максимальный вылет стрелы, м
Монтаж блоков выходного оголовка (портал и открылки) 1 1 35 3 4
1 2 39п 3,1 4
2 3 39л 3,1 4
Устройство гравийно-песчаной подготовки под выходной оголовок 2
Укладка лекального блока фундамента 2 4 24 1,5 7
2 5 5 1,4 7
2 6 5 1,4 7
2 7 4 1,9 5
Монтаж конического звена и звеньев трубы 2 8 27 1,3 7
2 9 13 1,1 7
2 10 13 1,1 7
2 11 13 1,1 7
2 12 13 1,1 7
2 13 13 1,1 7
Укладка лекальных блоков фундамента 3 14 5 1,4 7
3 15 5 1,4 7
3 16 5 1,4 7
3 17 5 1,4 7
3 18 5 1,4 7
3 19 5 1,4 7
Монтаж звеньев трубы 3 20 13 1,1 7
3 21 13 1,1 7
3 22 13 1,1 7
3 23 13 1,1 7
3 24 13 1,1 7
3 25 13 1,1 7
3 26 13 1,1 7
3 27 13 1,1 7
3 28 13 1,1 7
Укладка лекальных блоков 3 29 4 1,9 5
3 30 5 1,4 7
Монтаж звеньев трубы 3 31 13 1,1 7
3 32 13 1,1 7
3 33 13 1,1 7
Монтаж блоков входного оголовка 4 34 35 3 4
4 35 39п 3,1 4
5 36 39л 3,1 4
Устройство гравийно-песчаной подготовки под входной оголовок 5
Установка лекальных блоков фундамента 5 37 5 1,4 7
5 38 24 1,5 7
Монтаж звеньев трубы и конического звена 5 39 13 1,1 7
5 40 27 1,3 7
5 41 13 1,1 7


Монтажники 4 разр. — 1 и 3 разр. — 1 принимают блоки и звенья и устанавливают их при помощи оттяжек и ломиков в проектное положение.

Монтажник 3 разр. осматривает и очищает блоки и звенья, стропует их для подачи в котлован. Монтажник 2 разр. заполняет вертикальные швы лекальных блоков фундамента пескоцементным раствором перед установкой звеньев. После установки и раскрепления блоков оголовков звено в полном составе производит работы по заполнению пространства за портальным блоком и основания под лотки гравийно-песчаной смесью.

Перед установкой последних звеньев трубы монтажник 2 разр. приступает к подливке цементного раствора под звенья трубы при помощи плоской воронки (см. рис. 5). Работу он кончает сразу же после установки последних звеньев трубы. Затем переходит на другую трубу.

Рабочие звена изолировщиков, работая по два на каждом оголовке, бетонируют лотки у выходного и входного оголовков. Бетонную смесь доставляют автомобилями-самосвалами и выгружают на песчано-гравийную подготовку, лопатами распределяют ровным слоем и уплотняют поверхностным вибратором. Поверхность свежеуложенного бетона заглаживают терками и засыпают песком. Сразу после устройства лотков рабочие звена засыпают одновременно с обеих сторон пазухи котлована. Грунт надвигают бульдозером Д, в труднодоступных местах подбрасывают вручную, а затем лопатами ровным слоем распределяют в пазухах котлована и уплотняют электротрамбовками С Звено изолировщиков выполняет также работы по заделке швов между звеньями и блоками оголовков, устройству оклеечной и обмазочной гидроизоляции трубы, а также засыпку трубы грунтом на высоту 0,5 м.

Два гидроизолировщика 3 и 2 разр. делают из пакли жгуты, окунают их в битум и законопачивают швы между звеньями. Затем они приступают к зачеканке швов изнутри цементным раствором с расшивкой швов. Работы они ведут от середины трубы к краям, устанавливая под верхнюю часть каждого шва легкие переносные кружала (см. рис. 5), поддерживающие раствор в шве.

Вслед за ними два гидроизолировщика 4 и 2 разр. устраивают оклеечную изоляцию швов. Для этого один раскраивает полотнища из битуминизированной ткани на полосы шириной 25 см, в это время другой рабочий подносит мастику, подливает на стык тонкой струей из черпака со сливным приспособлением горячую битумную мастику и оба наклеивают битуминизированную ткань.

Это же звено устраивает обмазочную изоляцию при помощи распылительного агрегата или автогудронатора.

Засыпку трубы грунтом производит все звено при помощи экскаватора Э, оборудованного грейфером. Рабочие послойно уплотняют грунт электротрамбовками С

Машинисты машин обязаны в начале смены (или в начале работы при малом объеме работ) проверить готовность машин к работе, устранить мелкие неисправности, заправить машину горючим и водой, в процессе работы управлять машиной, а в конце смены (или работы) очистить машину и сообщить механику о замеченных недостатках. Машинист крана до начала работ обязан проверить и опробовать такелаж и монтажное оборудование.

V. КАЛЬКУЛЯЦИЯ ЗАТРАТ ТРУДА НА СООРУЖЕНИЕ СБОРНОЙ ВОДОПРОПУСКНОЙ ТРУБЫ ОТВЕРСТИЕМ 1 м, ДЛИНОЙ 26,28 м

№ пп Шифр норм и расценок Описание работ Состав звена Единица измерения Объем работ Норма времени, чел-ч Расценка, руб.-коп. Нормативное время на полный объем работ, чел-ч Стоимость затрат труда на полный объем работ, руб.-коп.
    А. Подготовительные работы              
1 ЕНиР, , № 6а Планировка стройплощадки бульдозером за 3 прохода по одному следу Машинист 5 разр. — 1 м2 1 1,05 0 — 73,8 1,05 0 — 73,8
2 Повременно Разбивка сооружения с выноской осей и устройством обноски Монтажники конструкций: 4 разр. — 1

2 разр. — 1

чел-ч 6 1 0 — 55,9 6 3 — 35
3 То же Прием инструмента, приспособлений и оборудования и их установка, устройство освещения строительной площадки Монтажники конструкций: 3 разр. — 1

1 разр. — 1

чел-ч 14,3 1 0 — 52,4 14,3 7 — 49
4 ЕНиР, , № 1 Разгрузка и сортировка блоков оголовков Машинист крана 6 разр. — 1

Монтажники конструкций: 4 разр. — 1

3 разр. — 1

1 блок 6 0,66 (0,22)
Источник

О новой технологии устройства водопропускных труб
Видео только для строителей. Сборка и монтаж водопропускной трубы d=1,5м

Комментировать
0
Это интересно

Расчет нагрузки двутавра Без рубрики
1 комментарий

Какой вес выдерживает анкерный болт? Без рубрики
1 комментарий

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит